Кто такой финансовый уполномоченный?

 

Кто такой финансовый уполномоченный?

Финансовый уполномоченный (или финансовый омбудсмен) — это специалист, который помогает физическим лицам решать финансовые споры с организациями без привлечения суда.

Полномочия финансового омбудсмена становятся все шире, потому что для России эта должность достаточно новая. 

К омбудсмену можно обращаться по вопросам, связанным:

  • со страховыми организациями, кроме тех, что занимаются обязательным медицинским страхованием;
  • с микрофинансовыми организациями;
  • с кредитными организациями, в том числе кредитными потребительскими кооперативами;
  • с ломбардами;
  • с негосударственными пенсионными фондами.

Финансовый уполномоченный — независимое должностное лицо, которое разрешает споры между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями

Потребитель финансовых услуг — это физическое лицо, которое получило финансовую услугу в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью. Он может обратиться за помощью к финансовому уполномоченному

Обращения от индивидуальных предпринимателей и организаций финансовый уполномоченный не рассматривает

Финансовый уполномоченный разрешает споры бесплатно и без обращения в суд

В РФ в ст. 3 ФЗ №123 от 04.06.2018 года регламентировано, кто может стать финансовым уполномоченным. В тексте статьи прописаны основные требования к кандидату:

  • гражданство РФ;
  • возраст не меньше 35 лет, но и не больше 70;
  • оконченный экономический или юридический вуз;
  • судейский стаж от 10 лет и более или опыт работы в области финансов в сфере надзора или контроля больше 5 лет;
  • не занимать никакие должности и не заниматься никакой деятельностью, кроме научной или преподавательской;
  • обладать безупречной деловой репутацией.

Назначают омбудсмена по финансовым спорам в России Советом директоров Центробанка сроком на 5 лет. Председатель Банка России по согласованию с Президентом РФ рекомендуют представителя на должность. Максимальное количество назначений подряд для одного и того же гражданина — 3 раза.

Виды претензий, который поможет разрешить омбудсмен

Финансовый уполномоченный в РФ рассматривает только обращения по имущественным вопросам, которые предъявлены к компаниям, оказавшим финансовые услуги заявителю. Это нарушения, когда гражданину не выплатили вообще или недоплатили деньги. А также ситуации, когда компания взяла с клиента сумму большую, чем он был должен. Возможны такие случаи:

  1. Кредитор изменил условия и поднял процентную ставку без согласования с плательщиком. В итоге заемщик внес сумму платежей больше, чем положено по закону.
  2. МФО начислила сумму неустоек и штрафных компенсаций больше, чем предусматривает российское законодательство. В частности для микрозаймов, полученных в 2020 году, объем всех процентов и пеней не может превышать сумму первоначального долга больше, чем в 1,5 раза.
  3. Некоммерческий пенсионный фонд неправильно подсчитал комиссию на внесенную сумму.
  4. Страховщик отказался выплатить страховую сумму либо установил размер компенсации, который не соответствует условиям договора страхования.

Финансовый правозащитник не рассматривает иски по возмещению упущенной выгоды или компенсации морального ущерба. С такими вопросами гражданам следует обращаться в суд. Прямая сфера деятельности финомбудсмена — споры в отношении денег и имущества. При этом общий размер компенсации, на которую рассчитывает физлицо, не может превышать 0,5 млн рублей. Без ограничения по сумме рассматриваются только претензии по ОСАГО.

Для заявителя также установлено ограничение по сроку. Со дня, когда гражданин выявил нарушение своих прав, не должно истечь больше 3 лет. Более давние претензии уполномоченный рассмотрит только, если пострадавший не мог составить прошение раньше по объективной причине. Например, в этот период он болел.

Как подать заявление финомбудсмену РФ

Если возникает спор с финансовой компанией, которая уже сотрудничает с финомбудсменом, то обращение от физического лица состоит из 4-х этапов.

1 этап — обращение к должнику

Гражданин при выявлении факта нарушения своих финансовых прав должен обратиться напрямую в учреждение, к которому есть претензии. В срок от 15 до 30 дней компания обязана дать ответ по письменному запросу заявителя. Направить претензию можно через электронную почту или обычным письмом.

Последнее обновление: 30 октября 2024 г., 14:43

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International